В процессе существования бизнеса нередко возникают ситуации, когда даже самый надежный партнер оказывается не в состоянии погасить свои долговые обязательства. Такие трудности бывают временными, ответственные контрагенты в этом случае пытаются договориться заблаговременно о возникших препятствиях к оплате и их устранении. Но бывает, что дебиторка висит, а партнер даже и не планирует ее к выплате. Как воздействовать на него в этом случае? Как осуществить взыскание дебиторской задолженности?
Взаимоотношения компании с партнерами имеет две стороны. С одной – компания сама производит закупки и пользуется какими-то услугами, с другой – она реализует товары и услуги своим клиентам. При втором варианте деловых отношений и возникает дебиторская задолженность. Как только клиент подписал документацию о приемке товара или услуги, образовывается дебиторка.
Стоит разделить такую задолженность на три типа:
Большинство договоров, составленных профессиональными юристами, имеют в своем составе порядок действий при возникновении долговых обязательств. Так может быть предусмотрен ряд уведомлений, написание гарантийных писем, начисление пень и штрафов.
Если в практике взаимоотношений случай возникновения дебиторки единичен, то покупатель, как правило, сам информирует компанию о возникших трудностях, предоставляет гарантийные письма и планы погашения задолженности.
Чаще всего при наличии долговых обязательств, не погашаемых долгое время, сторона-должник полностью игнорирует условия договора. Многие из подобных контрагентов уверены, что либо смогут оплатить задолженность без санкций, когда им будет удобно, либо вообще платить не планируют.
В любом случае необходимо, чтобы все положения договора были тщательно разработаны. Поскольку они тоже будут играть довольно значительную роль в дальнейшем и могут облегчить взыскание дебиторской задолженности.
Взыскание дебиторской задолженности – процедура не простая и продолжительная, но положительный результат по ней получить вполне возможно. Причем в некоторых случаях с выплатой всех штрафов и неустоек, предусмотренных договорами в пределах законодательства.
В любом случае следует настроиться на то, что придется идти до конца, включая судебное разбирательство. Поэтому необходимо безотлагательно приступить к досудебному урегулированию проблемы. Для этого на адрес должника направляется претензия с требованием об оплате. При этом обязательно получить свидетельство того, что такая претензия была принята. Это может быть визирование второго экземпляра или уведомление о вручении и опись вложения при отправлении документа почтовыми службами.
В составе претензии нужно предусмотреть срок ответа и те действия, которые ожидаемы от должника. Это может быть полное погашение всей суммы до определенной даты, погашение не только суммы, но и пеней и штрафов. Обязательно указание и на то, что в противном случае неизбежно обращение в судебные органы.
За то время, пока претензия рассматривается должником, следует подготовить всю документацию для рассмотрения дела в судебных органах. Это договор, документы, подтверждающие передачу товара или оказание услуг. Неплохо иметь акты сверки с контрагентом, подписанные обеими сторонами. Это будет фактом признания задолженности.
Если должник не реагирует на претензию, либо признал факт существования долга, но погашать его не собирается или не может, то можно обращаться в суд.
В подобных случаях следует обращаться в арбитраж. Именно такие суды рассматривают конфликты в сфере бизнеса. Иск необходимо составить так, чтобы он предусматривал максимальное взыскание всех сумм, включая штрафы и пени в соответствии с договором.
При этом правила оформления таких документов регламентируется статьей 125 АПК. Но не только от правильности составления зависит успешность дела, но и от изложения обстоятельств дела в тексте иска. Все требования должны быть четко прописаны и подкреплены ссылками на законодательные нормы.
По результатам судебного разбирательства возможно полное добровольное возвращение долга. Если этого не происходит, истец может отправиться в банк и предоставить туда исполнительный лист. При наличии средств на счетах истца, они сразу же будут списаны в уплату долга. Если денег нет, то списано будет ближайшее поступление, вплоть до полной выплаты по документу. Помочь взыскать долг могут и судебные приставы.
Для успеха всех процедур не лишним будет воспользоваться услугами профессионалов. Особенно это актуально при достаточно крупных суммах дебиторки. Наши специалисты имеют практический опыт взыскания. С нашей помощью только с начала года в рамках обслуживания постоянных клиентов успешно истребованы суммы в несколько десятков миллионов.
Мы осуществляем все этапы взыскания, от претензионной работы до контроля над выполнением судебного решения. С нами вы можете быть уверены, что не просто выиграете процесс, но и получите причитающиеся суммы.
Мы работаем с компаниями по всей стране. Нередко возникают проблемы платежеспособности клиентов. Пользуемся услугами этой компании. Выполняют все необходимое на проф.уровне, опреативно и успешно.
Павлов А.Н.
ПАО «ЦентрИнформ»
КПериодически выявляются контрагенты, не желающие платить. В этом случае всегда пользуемся услугами юристов этой компании. Чаще всего удается добиться досудебного урегулирования и выплат задолженности.
Потапенко И.А
ООО «Сварго Групп»
В прошлом году один из арендаторов задолжал нам 2 млн. Специалисты компании взялись за дело, провели все процедуры от претензионной работы до составления иска и сопровождения в суде, добившись успеха.
Коровников Александр
ООО «ЕЭС»
Смотрите так же:
НАША КОМАНДА
Алексей Гатин
Управляющий партнер
Дмитрий Якушев
Ведущий юрист, специалист в области строительства и инвестиций.
Юлия Осипова
Руководитель направления судебных споров, специалист в области договоров.
Денис Лютов
Юрист направления судебных споров, специалист в области взыскания долгов.
Маргарита Силаева
Юрист. Несостоятельность и банкротство. Практика по разрешению споров.
Остались вопросы? Мы ответим!
Оставьте Ваш номер телефона
и наш специалист свяжется с Вами!