АРБИТРАЖНЫМ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 410002 г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Д.С. Кулапова, при ведении протокола судебного заседания секретарем С.О. Семеновой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Кировского района г. Саратова О.И. Пименова (исх. № 60-2012 от 28.11.2012)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо (лицо привлекаемое к административной ответственности): общество с ограниченной ответственностью «АББат М», г. Саратов ИНН 6450938704 ОГРН 1096450004320 при участии:
от заявителя - Сергеев И.Н. удостоверение ТО № 102007 от 27.04.2012, от ООО «АББат М» - Лебедева Е.С. по доверенности б/н от 09.01.2013,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Кировского района г. Саратова О.И. Пименов обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АББат М», г. Саратов, ИНН 6450938704 ОГРН 109645000432 к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19.02.2012 представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в ранее представленных объяснениях.
Судом в рассмотрении дела в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) объявлялся перерыв до 25.02.2013 г.
Дело рассмотрено судом по существу по имеющимся документам, по правилам главы 25 АПК РФ.
25.02.2012 заслушав участников процесса и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Кировского района г.Саратова в соответствии с планом работы на второе полугодие 2012 года «Проведение проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории района, законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности» с привлечением специалиста Министерства здравоохранения Саратовской области 26.11.2012г. проведена проверка соблюдения ООО «АББат М», лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеке, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Аткарская д.31.
В ходе проведенной проверки административным органом было установлено, что в нарушение Минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 г. №805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи», в указанной аптеке не обеспечен минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Так, на момент проверки отсутствовали следующие лекарственные средства, составляющие минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи: препарат «Тамифлю».
На основании изложенного, Прокуратура пришла к выводу о том, что в ООО «АББат М» осуществляется деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, ответственность за которое установлена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
В ходе проверки выявленные нарушения зафиксированы в акте от 26 ноября 2011 б/н.
По результатам проверки в отношении ООО «АББат М» 29.11.2012 первым заместителем прокурора Кировского района г. Саратова было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, считает, что оснований для привлечения ООО «АББат М » к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП не имеется, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в совокупности доводы, приведенные участниками процесса, и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
По правилам ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 199-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99- ФЗ) по лицензированием отдельных видов понимается деятельность, осуществляемая в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Лицензия согласно вышеуказанному Закону № 99-ФЗ это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу ч. 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В ч. 1 статьи 12 Закона N99-ФЗ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
На основании статьи 9 Закона N99 -ФЗ на каждый вид деятельности, указанный в 2 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Пунктом 46 ч.1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно подпункту «г» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 № 882) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размероврозничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций
Согласно п.6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности грубыми нарушениями лицензионных требований и условий признаются невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з " пункта 5 настоящего Положения, что влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что ООО «АББат М» имеет лицензию № ЛО - 64-02000819 от 17.04.2012 г. на осуществление фармацевтической деятельности.
Судом установлено и следует из положений указанной лицензии, что по месту: г. Саратов, ул. Аткарская, 31 ООО «АББат М» осуществляет фармацевтическую деятельность через аптечный пункт, а не через аптеку, как указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и акте проверки.
В настоящее время минимальный ассортимент лекарственных средств утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 N 805н "Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 N 18612), с изменениями от 26.04.2011 № 351н.
Судом установлено, что для аптек и аптечных пунктов указанный минимальный ассортимент лекарственных препаратов различается. Так, для аптек в указанный минимальный ассортимент Осельтамивир (Тамифлю) включен, а в минимальном ассортименте для аптечных пунктов указанный препарат отсутствует.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ООО «АББат М», в аптечном пункте, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Аткарская д.31, лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности не нарушало, т.к. наличие препарата Тамифлю в аптечном пункте не является обязательным, а иных нарушений во время проверки не зафиксировано.
В связи с изложенным суд считает, что в рассматриваемом случае отсутствует событие вменяемого правонарушения по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности состава и отсутствии события вменяемого Обществу правонарушения.
В силу статьи 65, пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Суд полагает, что административный орган не доказал наличие оснований привлечения ООО «АББат М» к административной ответственности
На основании вышеизложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «АББат М», г. Саратов, прокуратуре Кировского района г. Саратова отказать.
Производство по административному делу прекратить.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить копию решения лицам, участвующим в деле.
Судья Д.С. Кулапов
НАША КОМАНДА
Алексей Гатин
Управляющий партнер
Дмитрий Якушев
Ведущий юрист, специалист в области строительства и инвестиций.
Юлия Осипова
Руководитель направления судебных споров, специалист в области договоров.
Денис Лютов
Юрист направления судебных споров, специалист в области взыскания долгов.
Маргарита Силаева
Юрист. Несостоятельность и банкротство. Практика по разрешению споров.
Остались вопросы? Мы ответим!
Оставьте Ваш номер телефона
и наш специалист свяжется с Вами!