В соответствии с действующим законодательством, некоторые организации имеют право на возмещение НДС. Однако, на практике это сделать очень трудно и сопровождается рядом проблем. Налоговым органом проводится камеральная проверка, которая направлена на то, чтобы обнаружить неоплаченные штрафы, недоимки и т. д., обнаружение которых позволит не возвращать НДС.
Возмещение НДС из бюджета иногда встречает некоторые проблемы со стороны государственных органов. Данные проблемы сводятся к тому, что налоговой инспекции мог быть нарушены требования, предъявляемые документу, которые содержит соответствующее требование. В соответствии с п.18 ст.176.1 НК РФ, требование должно содержать следующие сведения:
1) о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;
2) о суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;
3) о сумме процентов, предусмотренных п.10 ст1761 НК РФ, подлежащих возврату в бюджет;
4) о сумме процентов, начисленных на момент направления требования о возврате;
5) о сроке исполнения требования о возврате;
6) о мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.
Также ошибки могут возникать и из-за того, что суммы, рассчитанные ООО и налоговым органом, не совпадают. Такая ошибка происходит из-за того, что кто-то из этих лиц не следует совместному Постановлению Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 г. №13/14. В данном документе говорится о том, что число дней в году при расчете процентов составляет 360 (1/360). В этой связи довольно часто ошибку допускает именно налоговый орган, т. к. официальная позиция их ведомства заключается в том, что они берут 366 дней в году при расчете процентов.
В практике имеется следующий случай: организация обратилась за возмещением НДС в налоговый орган, но получила отказ в возмещении НДС, а на сумму налога были начислены проценты. В соответствии с п.17 ст.176.1 НК РФ на суммы налога на добавленную стоимость, возмещенные в заявительном порядке и подлежащие возврату налогоплательщиком в бюджет на основании решения налогового органа, принятого по результатам камеральной проверки, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами, которые подлежат уплате в бюджет по требованию налогового органа.
Данный отказ был признан вышестоящим налоговым органом недействительным и денежную сумму вернули организации, кроме начисленных процентов. В своем письме Министерство финансов от 27.09.2011 г. №03-07-08/281 указал, что возврат штрафных сумм действующим налоговым и бюджетным законодательством не предусмотрен. Однако, это вопрос спорный и он должен разрешаться в судебном порядке.
Как уже отмечалось, возврат НДС из бюджета — это сложный и длительный процесс. В теории он выглядит достаточно просто, но налоговые органы не горят желанием возвращать деньги налогоплательщику. На практике возврат НДС из бюджета, можно сказать, может включать в себя до 9 этапов.
Первый этап: подается налоговая декларация, в соответствии с которой возврату подлежит разница между суммой вычетов и суммой начисленной НДС.
Второй этап: налоговым органом назначается и проводится камеральная проверка. Основное ее назначение — это проверка обоснованности суммы.
Третий этап: в 99% случаях выносится акт об отказе в возмещении НДС. Самое интересное здесь то, что нарушений может быть и не выявлено, а на возражения налогоплательщика налоговики внимания обращают не всегда.
Четвертый этап: представление налогоплательщиком своих возражений.
Пятый этап: при отсутствии нарушений выносится решение об отказе в возмещении НДС. Данное решение подписывается руководителем налогового органа или его заместителем. Как уже отмечалось, в теории все легко и просто, но практика разительно отличается: налоговый орган всеми способами пытается выносить отказ в возмещении НДС.
Шестой этап: обжалование вынесенного решения в вышестоящем налоговом органе. Как правило, вышестоящий налоговый орган редко отменяет обжалуемые решения и выглядит он просто как временной, но обязательный буфер между налоговым органом и судом.
Седьмой этап: обращение налогоплательщика в арбитражный суд. Практика говорит о том, что налогоплательщик должен отстоять свое право на возмещение НДС как минимум в судах первой и апелляционной инстанции.
Восьмой этап: в случае удовлетворения арбитражным судом требований налогоплательщика, сумма НДС ему возвращается. Возврат данной суммы происходит через исполнительный лист, который выдается судом первой инстанции по вступлению судебных решение и постановлений в законную силу.
Вследствие всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что возврат НДС из бюджета — это вопрос сложный и многоэтапный. Для построения наиболее удобной и выгодной для Вас позиции по данному вопросу, Вы можете обратиться к нам.
по телефону: +7 (495) 744-68-92