Заявка
на обратный звонок

Оставьте Ваш номер телефона
и наш специалист свяжется с Вами!

Powered by ChronoForms - ChronoEngine.com

Взыскание дебиторской задолженности

В процессе существования бизнеса нередко возникают ситуации, когда даже самый надежный партнер оказывается не в состоянии погасить свои долговые обязательства. Такие трудности бывают временными, ответственные контрагенты в этом случае пытаются договориться заблаговременно о возникших препятствиях к оплате и их устранении. Но бывает, что дебиторка висит, а партнер даже и не планирует ее к выплате. Как воздействовать на него в этом случае? Как осуществить взыскание дебиторской задолженности?

Что такое дебиторская задолженность?

Взаимоотношения компании с партнерами имеет две стороны. С одной – компания сама производит закупки и пользуется какими-то услугами, с другой – она реализует товары и услуги своим клиентам. При втором варианте деловых отношений и возникает дебиторская задолженность. Как только клиент подписал документацию о приемке товара или услуги, образовывается дебиторка.

Стоит разделить такую задолженность на три типа:

Тип 1
допустимая – это та, что предусмотрена условиями договора или предварительными устными договоренностями. При этом все права уже перешли покупателю;
Тип 2
просрочка. По различным причинам клиент может допустить отступление от установленных в договоре сроков оплаты. Чаще всего такое происходит, если расчеты у него зависят от поступления средств. То есть он предполагает, что ему должны поступить деньги от его сделки, и тогда он рассчитается с поставщиком. Но нарушается первое условие, и он не может выполнить свои обязательства во втором. Возможны и другие причины, вплоть до забывчивости. Просроченная дебиторка может быть явлением временным и согласуемым, а может легко перейти в следующую категорию;
Тип 3
сомнительная. Это не только уже просроченная задолженность, но и отсутствие гарантий погашения от должника. И чем дольше не погашается долг, тем больше вероятность безнадежности его добровольной выплаты.

Помогут ли письменные договорные условия?

Большинство договоров, составленных профессиональными юристами, имеют в своем составе порядок действий при возникновении долговых обязательств. Так может быть предусмотрен ряд уведомлений, написание гарантийных писем, начисление пень и штрафов.

Если в практике взаимоотношений случай возникновения дебиторки единичен, то покупатель, как правило, сам информирует компанию о возникших трудностях, предоставляет гарантийные письма и планы погашения задолженности.

Чаще всего при наличии долговых обязательств, не погашаемых долгое время, сторона-должник полностью игнорирует условия договора. Многие из подобных контрагентов уверены, что либо смогут оплатить задолженность без санкций, когда им будет удобно, либо вообще платить не планируют.

В любом случае необходимо, чтобы все положения договора были тщательно разработаны. Поскольку они тоже будут играть довольно значительную роль в дальнейшем и могут облегчить взыскание дебиторской задолженности.

Процедура взыскания

Взыскание дебиторской задолженности – процедура не простая и продолжительная, но положительный результат по ней получить вполне возможно. Причем в некоторых случаях с выплатой всех штрафов и неустоек, предусмотренных договорами в пределах законодательства.

В любом случае следует настроиться на то, что придется идти до конца, включая судебное разбирательство. Поэтому необходимо безотлагательно приступить к досудебному урегулированию проблемы. Для этого на адрес должника направляется претензия с требованием об оплате. При этом обязательно получить свидетельство того, что такая претензия была принята. Это может быть визирование второго экземпляра или уведомление о вручении и опись вложения при отправлении документа почтовыми службами.

В составе претензии нужно предусмотреть срок ответа и те действия, которые ожидаемы от должника. Это может быть полное погашение всей суммы до определенной даты, погашение не только суммы, но и пеней и штрафов. Обязательно указание и на то, что в противном случае неизбежно обращение в судебные органы.

За то время, пока претензия рассматривается должником, следует подготовить всю документацию для рассмотрения дела в судебных органах. Это договор, документы, подтверждающие передачу товара или оказание услуг. Неплохо иметь акты сверки с контрагентом, подписанные обеими сторонами. Это будет фактом признания задолженности.

Если должник не реагирует на претензию, либо признал факт существования долга, но погашать его не собирается или не может, то можно обращаться в суд.

Взыскание дебиторской задолженности через судебные органы

В подобных случаях следует обращаться в арбитраж. Именно такие суды рассматривают конфликты в сфере бизнеса. Иск необходимо составить так, чтобы он предусматривал максимальное взыскание всех сумм, включая штрафы и пени в соответствии с договором.

При этом правила оформления таких документов регламентируется статьей 125 АПК. Но не только от правильности составления зависит успешность дела, но и от изложения обстоятельств дела в тексте иска. Все требования должны быть четко прописаны и подкреплены ссылками на законодательные нормы.

По результатам судебного разбирательства возможно полное добровольное возвращение долга. Если этого не происходит, истец может отправиться в банк и предоставить туда исполнительный лист. При наличии средств на счетах истца, они сразу же будут списаны в уплату долга. Если денег нет, то списано будет ближайшее поступление, вплоть до полной выплаты по документу. Помочь взыскать долг могут и судебные приставы.

Компания «Закон и Налоги» на страже ваших интересов при взыскании дебиторской задолженности

Для успеха всех процедур не лишним будет воспользоваться услугами профессионалов. Особенно это актуально при достаточно крупных суммах дебиторки. Наши специалисты имеют практический опыт взыскания. С нашей помощью только с начала года в рамках обслуживания постоянных клиентов успешно истребованы суммы в несколько десятков миллионов.

Мы осуществляем все этапы взыскания, от претензионной работы до контроля над выполнением судебного решения. С нами вы можете быть уверены, что не просто выиграете процесс, но и получите причитающиеся суммы.

Отзывы наших клиентов

Мы работаем с компаниями по всей стране. Нередко возникают проблемы платежеспособности клиентов. Пользуемся услугами этой компании. Выполняют все необходимое на проф.уровне, опреативно и успешно.

Павлов А.Н.

ПАО «ЦентрИнформ»

КПериодически выявляются контрагенты, не желающие платить. В этом случае всегда пользуемся услугами юристов этой компании. Чаще всего удается добиться досудебного урегулирования и выплат задолженности.

Потапенко И.А

ООО «Сварго Групп»

В прошлом году один из арендаторов задолжал нам 2 млн. Специалисты компании взялись за дело, провели все процедуры от претензионной работы до составления иска и сопровождения в суде, добившись успеха.

Коровников Александр

ООО «ЕЭС»

Смотрите так же:

НАША КОМАНДА

Алексей Гатин

Управляющий партнер

Дмитрий Якушев

Ведущий юрист, специалист в области строительства и инвестиций.

Юлия Осипова

Руководитель направления судебных споров, специалист в области договоров.

Денис Лютов

Юрист направления судебных споров, специалист в области взыскания долгов.

Маргарита Силаева

Юрист. Несостоятельность и банкротство. Практика по разрешению споров.

Остались вопросы? Мы ответим!

Контактный телефон: 
8 (800) 775 40 94
круглосуточно

Время работы 
пн.-пт. с 9 до 21 
сб.-вс. с 10 до 17

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS