Заявка
на обратный звонок

Оставьте Ваш номер телефона
и наш специалист свяжется с Вами!

Powered by ChronoForms - ChronoEngine.com

Проверка пожарной инспекцией

О том, что подобная процедура существует, знают практически все. Многие лично сталкивались с необходимостью открыть двери проверяющим. Но лишь малое количество людей знает о том, какие виды проверок бывают, каков должен быть порядок их проведения, и какие права и обязанности есть у вас и у тех, кто вас проверяет. Вот об этом мы и будем говорить. Но сначала напомним, что пожарная инспекция, это компетенция Государственной противопожарной службы. Поэтому, проводиться подобная инспекция и обследования с ней связанные, должны по письменному распоряжению руководителя местного подразделения этой самой службы. А теперь поговорим…

…О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Первое, что должен сделать пришедший с проверкой инспектор, это подтвердить свои полномочия, а именно, представить юридическому лицу, в отношении которого будет проводиться проверка, или уполномоченному представителю этого лица, то самое письменное распоряжение. Завизировать подобное распоряжение может только начальник управления, либо его заместитель.

Что должно быть в предписании

• Должность и ФИО человека, выдавшего предписание, а также дата выдачи документа 
• Дата начала проверки и дата ее окончания
• Вид пожарной проверки
• Название организации или ФИО предпринимателя, в отношении которого проводится проверка
• ФИО, должность и ранг инспектора, которому поручено проводить все необходимые мероприятия по контролю

Как вы могли заметить, один из пунктов, это сроки проведения проверки. Расчет дат обычно проводят на основании вида деятельности проверяемого лица, вида и количества необходимых контрольных мероприятий, а также с учетом того, были ли раньше на данном объекте выявлены какие-либо нарушения. Обычный период проверки по правилам не больше календарного месяца, и увеличить его могут только в исключительных ситуациях. Причем превысить указанные сроки самостоятельно не может никакой инспектор.

Если же инспектор требует пропустить его на объект, но при этом не предъявляет предписание, либо предъявляет недействительный документ (предписание оформлено с нарушениями или лицом, которое не имеет права на визирование), можно смело отказывать в допуске. Также можно не позволять проводить проверку инспектору, который не предъявляет собственное удостоверение, либо это удостоверение и сам инспектор не те, кто указан в предписании на проверку. Кстати, нужно обязательно проверять срок действия документов, в том числе и удостоверения.

Бывает так, что пожарная проверка проводится сразу несколькими инспекторами. В этом случае их тоже касается все выше сказанное – каждый из них должен быть указан в предписании, и каждый должен предъявить свои удостоверения. Тем, кто в документе не указан, или не показал своих документов, давайте «от ворот поворот».

Хорошим ходом с вашей стороны будет снятия копии с распоряжения (предписания). Помимо этого стоит переписать данные инспектора, вплоть, до номера его удостоверения. А в тех случаях, когда у вас появилось хоть малейшее сомнение в полномочиях проверяющих, лучше сразу звоните в ту Госорганизацию, которую они представляют. За спрос не бьют, но если опасения подтвердятся…

В то же время, стоит «застраховаться» и перед проверяющими на тот случай, если с ними все в порядке. Поэтому звоните в инспекцию так, чтобы проверяющие этого не видели и не слышали. Либо наоборот, пригласите пришедшего и объясните, что согласно рекомендациям своего юриста, вы просто обязаны связаться с начальством комиссии. Ни один из настоящих инспекторов, уверенных в своих полномочиях, не станет вам ни препятствовать в этом, ни обижаться после. Быть может, он даже сам посоветует вам связаться с пожарной службой и проверить его компетентность.

Ну а если контролер, в ответ на ваше желание убедиться в его полномочиях, начинает много возмущаться, и даже препятствует вам, то связываться с управлением службы нужно обязательно.

Но при любом развитии события старайтесь не ссориться с пришедшими, ведите себя корректно и просто спокойно делайте то, что нужно, и так, как нужно. Это поможет вам в том случае, если возникнет спорная ситуация в дальнейшем. Часто бывает, что чересчур агрессивное поведение юридического лица, которое подвергают проверке, становится причиной для привлечения его к админответственности. А так, если все сделать правильно, вы докажете незаконность проверки и подтвердите свое право на предпринятые действия.

…О ТОМ, КАКИЕ У ПРОВЕРЯЮЩИХ ЕСТЬ ПРАВА И КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

Если же пожарные инспекторы настоящие, и проведение проверки предписано тем, кем нужно и по всем правилам, то проверяющие могут и должны: - обследовать и проверять в любое удобное для себя время (даже если оно нерабочее) любые территории, строения и прочие элементы объекта;

- передвигаться по территориям, заходить в любые здания и помещения (жилые, производственные, хозяйственные, административные и прочие);

- требовать доступ на участки, если существует вероятность ситуаций, нарушающих правила пожарной безопасности или возможность возникновения возгорания;

- проверять техническую документацию, имеющую отношение к их роду деятельности, то есть, все те документы (приказы, инструкции, распоряжения), которые связаны с обеспечением пожарной безопасности;

- принимать участие в работе комиссий при выборе объектов строительства и при приемке уже готовых (новостроек или восстановленных) объектов, при этом, проверяющий инспектор получает право решающего голоса при принятии решений;

- при обнаружении фактов нарушения требований ПБ давать распоряжения должностным лицам, в том числе и руководителям предприятия, по устранению недостатков, а также по принятию мер пожарной безопасности в отношении работ, объектов и услуг, которые таки требованиям на момент проверки не соответствуют;

- налагать административное взыскание за несоблюдение норм и невыполнение требований ПБ на юридические и физические лица.

Дополнительно проверяющий инспектор может затребовать еще некоторые документы, а именно: 
• Журналы прохождения пожарных инструктажей
• Акт о принятии мер в отношении огнезащиты металлических и деревянных конструкций
• Акты о техническом состоянии противопожарной сигнализации и (или) автоматической установки пожаротушения

… О ВАШИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ

Как уже говорилось, если к вам пришли с проверкой, вы вправе требовать письменное распоряжение от ГПС о проверке. Помимо этого, вы можете присутствовать при ее проведении и контролировать ее ход, а в конце предоставить контрольный журнал, чтобы инспектор внес в него результаты мероприятий и расписался, подтверждая факт проведения проверки.

Вместе с тем, вы обязаны обеспечивать беспрепятственное перемещение проверяющих лиц по территории и доступ в любое из зданий и помещений, и предоставлять комиссии все затребованные документы, которые касаются пожарной безопасности.

Когда проверка закончена, на основании ее результатов составляется предписание и вручается ответственному лицу, при этом не имеет значения, согласен ли ответственный работник с его содержанием. Не имеет значения и то, подписал ли он врученный документ – все равно предписание сразу же вступает в силу. Если же есть какие-то замечания и протесты со стороны ответственного лица, то в 10-тидневный срок он может изложить их в письменной форме начальнику пожарной службы, либо обратившись к нему напрямую.

…ОБ ОБЩИХ ПРАВИЛАХ

Стоит помнить о том, что действующее в нашей стране законодательство в отношении должностных лиц за нарушения правил ПБ предусматривает только два варианта административного взыскания – предупреждение и штраф. Иногда пожарная служба не накладывает взыскание, но за это требует, чтобы руководитель проштрафившегося предприятия оплатил своим сотрудникам прохождения минимального курса ППБ и проконтролировал посещение занятий.

Административные протоколы составляются работниками пожарной охраны и (или) ОВД. Рассмотрение дел по административным правонарушениям проводится Госорганами пожарного надзора.

Правила Пожарной Безопасности в РФ, это именно тот свод норм и требований, которыми регламентируется пожарная безопасность организаций. Согласно им, руководитель любого предприятия обязан выдать приказ с перечнем организационных мероприятий по обеспечению ПБ. Он же должен назначить ответственных лиц по каждому отдельному объекту. Кроме этого, на предприятии должна быть разработана и утверждена руководителем инструкция о мерах ПБ, и определены и соответственно оборудованы места для курения и пожароопасных работ. Должны проводиться все предусмотренные виды инструктажа сотрудников.

В каждом помещении, вне зависимости от их предназначения и типа, на видных местах должны присутствовать таблички, где прописывается номер для вызова пожарной службы. Для любого блока (этажа, строения), где находятся (работают) больше 10 человек составляются планы эвакуации и развешиваются на видных местах, также должна быть разработана и внедрена оптимальная система оповещения. Частым нарушением на многих объектах является загруженность и загроможденость помещений и проходов, их несоответствие нормам освещения, размера и общего количества, а между тем, это одни из самых важных требований.

Не менее придирчиво инспекторы пожарной службы относятся к такому пункту, как первичные средства пожаротушения. Пожарные рукава, огнетушители и прочее - все это не только должно быть, но должно быть в нужном месте, нужном состоянии и нужном количестве. Количество, характеристики и места размещения определяются в соответствии с приложением №3 Правил Пожарной Безопасности и конкретикой ситуации.

Корпуса первичных средств должны быть « украшены» соответствующими бирками. В комплекте с пожарным рукавом обязательны соединительные головки и пожарный ствол. Также обязательно надежное соединение с пожарным водопроводом.

…О ТОМ, КАКИЕ ВИДЫ ПРОВЕРОК БЫВАЮТ

Плановые проверки

Сами пожарные называют такие проверки детальными. Когда и где они будут проводиться решается в пожарной службе заранее, и так же заранее о ее проведении должны быть предупреждены те, в отношении кого эти проверки будут проводиться. То есть, никаких неожиданностей. Этот вид проверок можно считать самым «правильным», когда соблюдаются все аспекты восьмой статьи Федерального закона №134-ФЗ, и права юридических лиц во время проведения процедуры никоим образом не нарушаются.

• Во время контрольных мероприятий в обязательном порядке присутствует уполномоченный представитель проверяемой компании. 
• Если ответственное лицо отсутствует или его не назначили приказам вообще, то проверка проводится только в присутствии руководителя фирмы (организации), либо в присутствии его заместителя. 
• Плановые проверки могут проводиться не чаще двух раз за год, если инспектор требует проведения проверки больше положенного, то вы можете его просто не пустить на территорию.

Но нужно помнить, что все это касается именно плановых проверок, а бывают и…

Внеплановые проверки

Этот вид проверок включает в себя три варианта:

- контрольные; 
Проводятся для того, чтобы проверить устранены ли недостатки, обнаруженные при плановой проверке. Кстати, обратите внимание, что период между плановой проверкой и контрольной должен составлять не менее одного месяца, при этом, во время контрольного обследования инспектор не имеет права искать новые нарушения, и тем более накладывать за них взыскания.

- оперативные; 
Их могут назначить в случае поступления информации об игнорировании ППБ, результатом которого может стать возникновение угрозы жизни (здоровью) людей и (или) опасность для материальных ценностей.

- по жалобе; 
Такая проверка может стать результатом жалобы от обычных граждан, либо сигнала (официального или неофициального) из какой-нибудь госструктуры, службы или организации.

Кроме этого, внеплановую проверку могут провести в том случае, если недавно в какой-то организации был пожар, пускай и самый маленький. При этом необязательно, что проверка будет проводиться только на этом конкретном объекте. Может быть и так, что проверку назначат на всех фирмах, чья деятельность схожа с «погорельцами». Но даже в этом случае инспектор должен предъявлять все необходимые документы, включительно с завизированным предписанием.

…О ДОКУМЕНТАХ И САМОЙ ПРОВЕРКЕ

Чаще всего проверка начинается с требования инспектора предъявить документы. О некоторых из них мы уже вспоминали, теперь постараемся вспомнить большую часть возможных: 
• Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность
• Приказ об определении специальных мест для курения
• Приказ о разработке программы инструктажа сотрудников по ППБ
• Журналы инструктажей
• План эвакуации и план здания
• Договор с компанией, устанавливающей и обслуживающей АУПТ – автоматические устройства пожаротушения, и АУПС – автоматические устройства противопожарной сигнализации

Кроме этого потребуются копии лицензий производителей, установщиков и обслуживающих данные системы компаний. Но это все касается только тех организаций, где установка названых систем АУПС и АУПТ необходима (необходимость установки рассчитывается в зависимости от конфигурации, площади и этажности здания, а также в зависимости от рода деятельности компании) по регламенту Правил Пожарной Безопасности.

Мало кому известно, но во время введения в эксплуатации электросетей, ответственная за этот процесс компания, обязана проверить в специальной лаборатории сопротивление используемой на объекте изоляции. И пожарный инспектор может потребовать у вас копию свидетельства, которое подтверждает существование такой лаборатории и соответствие ее нормам.

Гораздо чаще проверяющие интересуются актами проверок пожарных кранов и водопроводов. И здесь документы годичной давности не пройдут – проверки должны выполняться два раза в год. Таким же регулярным и обязательным должно быть ведение инструктажей по ТПБ – журналы инструктажей один из самых «любимых» документов пожарного инспектора.

Нужно позаботиться и о том, чтобы под рукой всегда были документы, подтверждающие своевременный вывоз бытовых отходов. Также заранее «вспомните», кто у вас на фирме проводит осмотр помещений по окончанию рабочего дня, и как именно он это делает – шансы того, что вас об этом спросят, очень велики.

Состояние аварийных выходов, материал, используемый для отделки поверхностей там, где проходят пути эвакуации и даже то, куда открываются двери, все это инспекторов интересует в 99 % проверок. Кстати, двери должны открываться легко, причем по ходу эвакуационного потока.

Неоднозначная ситуация складывается с решетками на окнах. Страховые компании, милиция и чувство самосохранения просто требуют того, чтобы они были, были крепкими такими, чтобы их невозможно было открыть. Поэтому, чаще всего, это цельные массивные конструкции, которые просто «вырастают» из стены». Но вот у Пожарной службы свое отношение к данному элементу, и оно резко негативное, настолько, что наличие подобной решетки может спровоцировать инспектора на наложение взыскания. Поэтому лучший вариант для организации, использование решеток с внутренними замками-засовами, которые невозможно открыть снаружи, но легко открыть изнутри без ключа.

Пристальное внимание комиссий вызывают средства пожаротушения, их наличие, соответствие требованиям и, конечно же, исправность. Для специальных мест отведенных под удовлетворение потребностей любителей никотина, тоже гарантировано посещение инспектора. Так что табличка, возвещающая о том, что это «место для курения», несгораемые сиденья для курильщиков и десятисантиметровый уровень воды в металлических урнах для окурков вполне могут избавить вас от неприятного разговора с инспектором и дальнейшего взыскания.

Беспорядочно сваленные в проходах и помещениях, на лестницах и площадках, и даже аккуратно сложенные, но мешающие свободному передвижению там товары, мебель, оборудование и так далее, обязательно вызовут недовольство пожарного инспектора со всеми вытекающими. Это же касается поврежденной и просто провисающей проводки, плохих розеток и выключателей.

Даже если на этаже работает один человек, на самом видном месте крепится табличка с телефонным номером вызова пожарной службы. Для этажей с коллективом от 10 до 50 человек, такая табличка дополняется планом-схемой эвакуации. В местах работы 50 человек и более должны быть разработаны инструкции по действиям служащих при возникновении пожароопасных ситуаций. Причем инструкция эта должна быть не просто бумажкой, а тщательным планом действий, и согласно этому плану каждых полгода должны проводиться учебные занятия (эвакуация). О результатах подобных тренировок вносятся записи в журнал инструктажей.

При выявлении нарушений, инспектор пожарной службы вправе требовать от руководителя организации (предпринимателя-владельца или ответственного за пожарную безопасность лица) устных и (или) письменных объяснений. Поэтому, если вы сомневаетесь в идеальном соответствии ситуации правилам ПБ, лучше заранее продумайте варианты подобного объяснения.

Когда проверка закончится, инспектор может сразу же составит акт обследования, где будет прописано все о пожарно-техническом состоянии проверенной организации. Впрочем, составление акта в большинстве случаев проводится лишь по прошествии нескольких дней. Тем не менее, составлен акт должен быть обязательно. О чем напрямую сказано в Законе о защите прав юридических лиц и ИП при проведении государственного контроля, а точнее, в статье 9-ой этого закона. Готовый акт должен быть подшит к контрольно-наблюдательному делу, где содержится все о проведенных проверках, предписаниях, выполнении этих предписания и штрафных санкциях, если таковые имели место.

Все указанные процедуры выполняет инспектор, при этом, он обязан сделать копию акта и вручить его под расписку проверяемой особе, либо ее уполномоченному лицу. В том случае, если при проверке обнаруживаются нарушения, то их описания тоже вносятся в акт. Но при таком развитии событий акт станет основой для другого документа, менее радостного для проверяемой организации. И называется этот документ протоколом об административных нарушениях.

Перед тем, как расписаться о получении акта, внимательно изучите его, хоть он сразу вступает в силу, независимо от наличия вашей подписи и согласия, но кое-что такое изучение даст. Вы сможете поставить в акте отметку о своем несогласии и сразу обратиться в юридический департамент с жалобой и требованием об обжаловании. В акте должна содержаться следующая информация: 
• Дата и время составления 
• Данные госинспектора, включая место его службы 
• Реквизиты предписания, по которому проводилась проверка 
• Данные проверяемого лица 
• Данные лиц, в чьем присутствии проводили проверку 
• Адрес проведения проверки 
• Вид проверки

Если выявлены нарушения, то их характер и описание должны быть подробно указаны, причем также приводятся пункты норм и правил ПБ, которые были нарушены. Затем должны быть указаны предпринятые инспектором меры (протокол или предписание).

Там же должны содержаться объяснения тех лиц, которые являются ответственными за соблюдение пожарной безопасности, но при неготовности давать подобные объяснения, или считаете, что они могут как-то усугубить ситуацию, то вы можете отказаться их давать сразу и потребовать отсрочку. А при требованиях немедленного объяснения можете смело ссылаться на 51-ю статью Конституции РФ и игнорировать само требование.

Подобные действия дадут вам возможность тщательно подготовиться и представить ситуацию в более выгодном для себя свете в том случае, если административное дело все-таки возбудят, и даже тогда, когда организации будет грозить уголовное преследование. И про ознакомление с актом, и про отказ от такого ознакомления, в акт должны быть внесены соответствующие отметки. Кроме подписи проверяющего и проверяемого, в акте ставят свои подписи все, кто присутствовал при проведении проверки.

Иногда, при выявлении нарушений инспектор и проверяемое лицо договариваются «полюбовно» о его устранении. Наиболее часто так происходит, если это первое нарушение, или оно незначительно, бывает, что инспекторы просто на словах просят нарушителя исправить недочеты в указанные сроки. Если подобного не случилось, то составляется протокол административного нарушения, где указывают данные нарушившего и тип нарушения со ссылкой на конкретные статьи КоАП РФ.

Оформляя протокол, инспектор должен разъяснить права и обязанности лицу, в отношении которого составлялся документ или представляющему его уполномоченному лицу. Обратите внимание на наличие в протоколе реквизитов по оплате штрафа. Если их нет, хотя инспектор сам штраф наложил, то это первый признак незаконности протокола. Привлечение к админответственности это не необратимый процесс, его можно обжаловать через суд и даже добиться отмены самого постановления, как не имеющего силы.

Не забудьте о том, что согласно законодательства, привлечь к ответственности можно только указанных в протоколе лиц. Это означает, что в том случае, когда протокол составлен на руководителя, то привлечь к ответственности саму компанию не могут. Для привлечения компании, как юридического лица требуется составление отдельного протокола.

Составляют и оформляют протокол сразу же, как только было выявлено правонарушение, но если у инспекторов нет сведений о правонарушителе, то срок составления продлевается до 48 часов. В то же время, для составления протокола, у инспекторов должны быть весомые доказательства правонарушения. Если таковых нет, то проверяющие могут оформить только определение о возбуждении в отношении проверяемого административного расследования.

Если ваш случай не подпадает ни под одну из названых ситуаций, то составленный позже протокол не будет иметь никакой силы.

Иногда, при выявлении правонарушений, проверяющая комиссия делает нарушителю предупреждение либо выдает предписание. Если со временем нарушения не были исправлены, то составляют протокол с целью привлечения к ответственности за игнорирование ППБ. Как только что было разъяснено, подобные действия инспекторов неправомерны, а сам протокол, составленный в такой способ, является незаконным. Такие постановления сразу нужно обжаловать в вышестоящем органе или в суде.

Правда, признание постановления (протокола) недействительным, не означает освобождения от выплаты штрафа. Просто вместо штрафа за нарушение ППБ, который назначили пожарные, придется выплатить штраф за невыполнения предписания, и назначит выплату этого штрафа суд, основываясь на первом предупреждении Пожарной службы. Хотя и в этом случае есть нюанс – платить придется только, если предписание было письменным, а не устным, и оформлялось по всем правилам.

НАША КОМАНДА

Алексей Гатин

Управляющий партнер

Дмитрий Якушев

Ведущий юрист, специалист в области строительства и инвестиций.

Юлия Осипова

Руководитель направления судебных споров, специалист в области договоров.

Денис Лютов

Юрист направления судебных споров, специалист в области взыскания долгов.

Маргарита Силаева

Юрист. Несостоятельность и банкротство. Практика по разрешению споров.

Контактный телефон: 
8 (800) 775 40 94
круглосуточно

Время работы 
пн.-пт. с 9 до 21 
сб.-вс. с 10 до 17

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS